Секреты недорогих и эффективных маркетинговых исследований: планирование и организация
описание семинара
Никого не нужно убеждать, что важные решения нельзя принимать в условиях недостаточной информации, либо на основе устаревших или ошибочных данных. И это особенно актуально в сегодняшних реалиях. Поэтому самое недальновидное, что можно сделать сейчас – это полностью отказаться от маркетинговых исследований.
Передать их проведение собственному маркетинговому отделу или заказать у исследовательской компании? Как получить необходимую информацию, если бюджет и так ограничен? Можно ли довериться исследовательской компании и как контролировать процесс выполнения заказа? Как интерпретировать полученные результаты и использовать их на практике?
На семинаре мы разберемся, как выполнить маркетинговое исследование быстро, недорого и эффективно силами собственного маркетингового отдела. А также – как правильно поставить задачу внешнему исполнителю, как его проконтролировать, как рассчитать бюджет и наиболее точно интерпретировать результаты исследования.
Автор семинара – руководитель исследовательской компании с ДВАДЦАТИЛЕТНИМ опытом организации и проведения маркетинговых исследований (на ее счету более 250 успешных проектов!) – раскроет секреты исследовательских компаний, которые те предпочитают скрывать от заказчика.
содержание семинара
Все перечисленные методы и технологии разбираются в режиме практических заданий и на примерах из практики автора или участников.
1. Постановка системы маркетинговой информации и маркетинговых исследований на предприятии
- Место и роль системы маркетинговой информации и маркетинговых исследований в системе маркетинга предприятия.
- Какая связь между маркетинговыми исследованиями и циклом планирования маркетинга?
- Специалисты, отвечающие за проведение маркетинговых исследований на предприятиях. Как выстроить их взаимодействие с маркетинг-менеджерами?
- Основные направления и цели маркетинговых исследований. Как часто и в каких ситуациях необходимо проводить маркетинговые исследования?
- От каких исследований можно отказаться в условиях ресурсных ограничений, а от каких ни в коем случае не стоит отказываться?
- Основные виды и источники получения маркетинговой информации. Достоинства и недостатки различных методов получения информации.
- Релевантность маркетинговой информации и основные способы ее обеспечения.
- Вторичная маркетинговая информация: основные источники, оценка релевантности, стоимость.
- Способы минимизации расходов на получение релевантной вторичной маркетинговой информации.
- Маркетинговые исследования по бесплатным (открытым) источникам информации: алгоритм проведения, источники информации.
- «Готовые отчеты»: чем полезны, где искать, как оценить релевантность перед покупкой?
2. Планирование маркетингового исследования
- Процедура маркетингового исследования: основные этапы и их содержание. Разработка концепции исследования: шаг за шагом с целью избежания неустранимых ошибок.
- Выбор подхода к проведению маркетинговых исследований: проведение исследований самостоятельно или с помощью сторонних организаций – аргументы за и против, разбор типичных ситуаций.
- Формы частичного сотрудничества с исследовательскими организациями и иные способы экономии бюджета заказного исследования.
- Если без аутсорсинга не обойтись: этапы переговорного процесса и взаимодействия с исследовательской организацией: постулаты правильного поведения заказчика на каждом из этапов исследования.
- Инструкция для заказчика: как получить максимальную скидку.
- Разработка research brief (запрос на проведение маркетингового исследования) и рекомендации по анализу research proposals (коммерческое предложение от исследовательских организаций).
- Как выбрать партнера по проведению маркетингового исследования, разработке технического задания на проведение маркетингового исследования?
- Нужны ли рабочие гипотезы в маркетинговом исследовании, для чего они служат и как формируются? Основные исследовательские методы проверки рабочих гипотез.
- Общие подходы к разработке рабочего инструментария исследования и правила его пилотирования.
3. Проведение маркетингового исследования
- Основные методы и формы контроля качества первичной маркетинговой информации при проведении опросов, при наблюдениях и др.
- Типичные ошибки, которые совершаются предприятиями при организации полевых исследований собственными силами или силами сторонних исследовательских организаций, способы их преодоления.
- Как «халявит» собственный персонал при проведении исследований «своими руками»? Как с этим бороться?
- Пошаговая инструкция по организации контроля качества данных, собранных в результате опросов.
- Рекомендации по формированию собственной эффективной интервьюерской сети.
- Методы наказания и поощрения интервьюеров.
4. Интерпретация результатов маркетингового исследования: основные методы анализа рынка
- Какие рыночные параметры обязательно отслеживать в условиях кризиса? Зачем отслеживать емкость рынка?
- Определение реальной емкости рынка товаров и услуг: базовые подходы, их преимущества и недостатки. Исходная информация для определения емкости рынка. Прогнозирование потенциальной емкости рынка. Примеры определения валидных (пригодных) методов оценки емкости на различных рынках типов В2В и В2С.
- Оценка доли рынка: зачем ее знать. Методы оценки доли рынка.
- Методы факторного и совместного анализа в маркетинге.
- Использование экспертных методов в анализе рынка. Наиболее надежные методики получения и анализа экспертных оценок.
- Сегментация потребителей: сущность, основные подходы. Пример простого и доступного метода сегментации потребителей.
- Проблемы выбора критериев сегментации. Базовые критерии сегментации потребителей на рынках В2В и В2С.
- Как кризис поменял сегментную карту рынка?
- Критерии и основные методики отбора целевых сегментов рынка: обзор.
5. Полевые исследования потребителей
- Полевые исследования потребителей и конкурентов: рыночные проблемы, требующие полевых исследований.
- Методы количественных и качественных исследований потребителей.
- Качественные исследования потребителей и области применимости.
- Фокус-группы и глубинные интервью: назначение, достоинства и недостатки, основные правила проведения.
- Как организовать качественное исследование собственными силами? Принципы и правила рекрутмента респондентов на фокус-группы, основные приемы стимулирования респондентов и формы контроля состава выборки респондентов. Принципы построения топ-гайдов и тематического плана дискуссии. Правила и приемы «разогрева» и контроля аудитории.
- Можно ли научиться модерировать фокус-группы?
- Назначение прожективных методов качественных маркетинговых исследований и примеры их эффективного применения. Обзор современных ассоциативных исследовательских методов.
- Опросные исследования потребителей: анкетирование, личные формализованные интервью, телефонные интервью.
- Структура анкеты, основные требования к составлению анкет.
- Алгоритм разработки «идеальной» анкеты.
- Оценка уровня точности данных опросных исследований: проблема уровня точности, трудности расчета объемов и структуры выборки.
- Что такое «выборочный план», и как он разрабатывается?
- Как самостоятельно рассчитать объем выборки: правила работы со статическими таблицами.
- Оценка точности сравнения данных в аналитических подвыборках.
- Как сэкономить на выборочном плане: методы оптимизации объема и структуры выборок при проведении опросов.
- Комбинированные маркетинговые исследования: сущность, преимущества, предметные области.
- Методика проведения мистери-шоппинг.
- Холл-тесты и хоум-тесты.
6. Исследования корпоративных потребителей и конкурентов
- Кого анализировать? Как определить приоритетных конкурентов? Что такое «стратегическая группа конкурентов»?
- Состав «маркетингового досье» на конкурента. Кто должен вести это досье?
- Методы получения релевантной полевой маркетинговой информации о конкурентах.
- Основные информационные источники исследований конкурентов. Легальные методы конкурентной разведки.
- Как оценить выручку и объемы продаж конкурентов? Простые и практичные методики.
- Методы легендированных (засекреченных) опросов корпоративных потребителей и конкурентов.
- Эффективные информационные легенды-прикрытия и приемы стимулирования респондентов к участию в исследовании.
- Методика проведения мистери-шоппинг на корпоративном рынке.
- Примеры построения факторных моделей при оценке конкурентоспособности продуктов, марок, предприятий.
ВНИМАНИЕ! БОНУС УЧАСТНИКАМ!
В ходе семинара участникам выдается методическое пособие, включающее в себя, помимо обширных методических материалов:
- образец правильно составленного запроса на проведение маркетингового исследования (research brief);
- образец концепции маркетингового исследования (research proposal);
- образец технического задания на проведение маркетингового исследования, выполняемого сторонней организацией;
- образец сетевого плана-графика проведения маркетингового исследования;
- таблицу для простого расчета примерных объемов выборки количественного исследования;
- образцы концепции качественного маркетингового исследования и образцы топ-гайдов к фокус-группам.
В качестве бонуса участники семинара-практикума получают:
- отчеты о реальных маркетинговых исследованиях (для рынков В2В и В2С);
- образец отчета о качественном маркетинговом исследовании (методом фокус-групп) с элементами тестирования бренда;
- образец рабочего инструментария для проведения фокус-групп с представителями предприятий-потребителей (рынок В2В);
- обзор современных методов исследования цены и образец отчета об исследовании эластичности спроса по цене;
- пример построения системы коэффициентов приведения при оценке емкости рынка типа В2В;
- пример построения факторной модели при географической сегментации рынка и отбора целевых сегментов рынка;
- пример применения факторного анализа и модели RATER в мистери-шоппинг (исследование конкурентоспособности предприятия);
- образцы рабочего инструментария (анкеты, инструкции) для проведения опросов конечных потребителей в местах продаж, по месту жительства;
- пример исследовательского рабочего инструментария, используемого при оценке жизнеспособности бренда и в исследованиях типа бренд-трекинг;
- образцы инструкций по проведению опросов (по месту жительства, на улице, в местах продаж);
- образцы листов наблюдений, используемых при проведении аудита розничных предложений (замеры цен и ассортимента), замеров пешеходных и транспортных потоков;
- типовое положение о системе штрафов и поощрений для интервьюеров;
- образцы рабочего инструментария для проведения мистери-шоппинг (для изучения рынков В2В и В2С);
- образцы анкет для проведения опросов на рынках В2В, для опросов экспертов;
- описание методик SWOT и SNW-анализа;
- краткую методичку по проведению аудита системы маркетинга предприятия;
- полный список литературы и информационных источников по планированию и методике проведения качественных и количественных маркетинговых исследований;
- списки образовательных учреждений, готовящих маркетологов и специалистов по маркетинговым исследования.