Кейс-метод: как разработать и применять бизнес кейсы
описание семинара
Хотите применять кейсы для отбора, оценки и обучения сотрудников!?
У вас бывает так, что после интервью с кандидатом остается ощущение неопределенности? Вы часто убеждаетесь, что для оценки компетенций сотрудников нужен более эффективный способ? Вы видите, что кейсы, которые можно скачать в интернете совсем не подходят? Вам понятно, из чего состоит кейс, но вы затрудняетесь написать его самостоятельно?
Цель
Научиться разрабатывать и применять кейсы для отбора, оценки, ассессмента, обучения, создания кадрового резерва. Освоить технологию построения кейса: структуру, сюжет, постановку проблемы и задач в кейсе. Научиться интерпретировать (расшифровывать) ответы кандидатов по кейсу. Создавать бизнес-кейсы для эффективной оценки профессиональных, личностных, надпрофессиональных, лидерских и управленческих, межкультурных и многих других групп компетенций.
содержание семинара
Тема1. Алгоритм разработки бизнес-кейса
1.1Определение целей, для которых разрабатывается кейс.
Упражнение «Постановка целей»
Ключевые вопросы, на которые отвечает упражнение:
Зачем нужен кейс? Чему можно научить с помощью кейса?
Промежуточный результат:
Участники поставят цели к разработке кейсов, чтобы достигать ожидаемых результатов от обучения с помощью кейса.
1.2 Выделение компетенций, как предмета обучения.
Упражнение «Моделирование компетенций»
Ключевой вопрос, на который отвечает упражнение:
Чему должен научиться сотрудник, решая кейс?
Промежуточный результат:
Участники сформулируют профессиональные, личностные, надпрофессиональные компетенции, которым нужно научить с помощью кейса.
Тема 2. Виды кейсов и их назначение
2.1 Разработка кейсов разных видов: Проективные кейсы; Ролевые кейсы; Кейсы – задачи; Аналитические кейсы; Кейсы с внутренней операционной или внешней стратегической проблемой; Аддитивные кейсы.
Игра «Угадай что?»
Ключевые вопросы, на которые отвечает упражнение:
Какой вид кейса выбрать?
Как составить такой кейс, чтобы…?
Промежуточный результат:
Участники научатся составлять разные виды кейсов по смыслу, содержанию и назначению, чтобы применять специфические кейсы для специальных задач обучения.
2.1 Разработка структуры кейса: Сюжет (фибула); Участники (их роли); Проблема (и ее симптомы); Задачи (принятые/непринятые решения); Вопросы к кейсу; Задание к кейсу.
Игра «Креативное мышление»
Ключевые вопросы, на которые отвечает упражнение:
Что должно быть написано в кейсе?
Какое должно быть смысловое содержание кейса?
Из каких элементов можно составить кейс?
Промежуточный результат:
Участники разработают содержание кейса по структуре, научаться включать в кейс различные элементы, и варьировать структуру кейса в зависимости от цели обучения.
Тема 3. Проблема в кейсе.
3.1 Определение и классификация проблем.
Упражнение «Найди проблему»
Ключевые вопросы, на которые отвечает упражнение:
Какую проблему задать в кейсе?
Как создать проблему в кейсе?
Промежуточный результат:
Участники научатся четко выделять проблемные ситуации и сформулируют их в своих кейсах.
3.2 Истинные проблемы и их симптомы
Упражнение «Стенка на стенку»
Ключевые вопросы, на которые отвечает упражнение:
Как сформулировать симптомы, чтобы «завуалировать» истинные проблемы в кейсе?
Какого обучающего эффекта можно добиться, если в кейсе указывать только на симптомы?
Промежуточный результат:
Участники сформулируют симптомы проблем и включат их в кейсы.
3.3 Технология разработки критического фактора в кейсе
Моделирование «Критический фактор»
Ключевые вопросы, на которые отвечает упражнение:
Что является критическим фактором в управленческой или бизнес-ситуации?
Как сформулировать критический фактор в кейсе?
Промежуточный результат:
Участники выделят критические факторы в кейсах, сформулируют критические факторы в своих рабочих ситуациях и включат их в свои кейсы в форме ключевых элементов кейса и целей для решения.
Тема 4. Техника постановки вопросов и заданий к кейсу.
4.1 Разновидности вопросов
Деловая игра «Пресс-конференция»
Ключевые вопросы, на которые отвечает упражнение:
Как правильно задавать вопросы к кейсу?
Какие вопросы задавать к кейсу, чтобы….?
Промежуточный результат:
Участники составят перечень разных вопросов по типу и направленности. Научатся формулировать разные вопросы, для того чтобы сделать работу с кейсом разносторонней.
4.2 Задание к кейсу
Моделирование «Поручение или делегирование»
Ключевые вопросы, на которые отвечает упражнение:
Как сформулировать задание к кейсу?
Какое задание дать к кейсу?
Промежуточный результат:
Участники научатся составлять разноплановые задания к одному и тому же кейсу, корректно формулировать задание для тех, кто будет решать кейс.
Тема 5.Условия решения проблемы в кейсе
5.1 Факторы верных решений в кейсе.
Упражнение «Внутренние и внешние факторы»
Ключевые вопросы, на которые отвечает упражнение:
При каких условиях то или иное решение проблемы в кейсе будет верным (или эффективным)?
Как сформулировать факторы, влияющие на решение, в кейс?
Промежуточный результат:
Участники составят перечень условий, которые существенно (или косвенно) влияют на проблему в кейсе. Научатся варьировать факторы, влияющие на проблему в кейсе, как следствие, на ее решение.
5.2 Критерии, ресурсы и варианты принятия решения.
Инсценировка кейсов «Партнеры» и «Инвестиции»
Ключевые вопросы, на которые отвечает упражнение:
Как видят одну и ту же ситуацию разные люди?
Какими принципами руководствуются люди при решении проблемы в кейсе?
Как показать обучающимся, что при разных условиях одно решение проблемы в кейсе не эффективно?
Промежуточный результат:
Участники составят несколько решений к одному кейсу, чтобы в последующем понимать и оценивать мотивы и причины ответов тех, кто будет решать их кейсы.
Тема 6. Интерпретация ответов и решения кейса
6.1 Критерии оценки качества решения кейса и корректные решения.
Упражнение «KPIправильного решения»
Ключевые вопросы, на которые отвечает упражнение:
Как оценить ответы на вопросы к кейсу?
Как оценивать решения проблем, описанных в кейсе?
Промежуточный результат:
Участники разработают критерии для оценки качества принятых решений по кейсу.
Научатся интерпретировать ответы на вопросы к кейсу.
Итоговый результат:
Мини-презентация участниками готового собственного кейса.