Управление бизнес-процессами: моделирование, оптимизация, регламентация
описание семинара
ель семинара: передать слушателям эффективные методики моделирования, описания и оптимизации бизнес-процессов в соответствии со спецификой предприятия. Каждый этап участники отработают в группах в ходе многочисленных практических упражнений.
Целевая аудитория: сотрудники отделов качества, руководители и специалисты, в обязанности которых включена разработка регламентирующих документов.
Обучившись на семинаре Натальи Коршак, Вы сможете:
- осознанно принимать решения о целесообразности моделирования процессов и регламентации деятельности;
- проводить описание и оценку оптимальности бизнес-процессов базового уровня с использованием нотации "Cross functional description";
- выбирать достаточную для вашей компании структуру регламентирующих документов;
- разрабатывать документы, регламентирующие бизнес-процессы базового уровня, понятные пользователям.
Семинар адресован сотрудникам отделов качества, руководителям и специалистам, в обязанности которых входит разработка регламентирующих бизнес-процессы документов.
содержание семинара
Часть 1. Система регламентации деятельности
1. Общая структура документов компании
2. Регламентация трех групп объектов в компании
- Организационные единицы: подразделения, должности.
- Ресурсы: материальные, финансовые, кадровые и другие.
- Бизнес-процессы: процессы верхнего уровня, уровня структурных подразделений и должностного лица.
3. Категории регламентирующих документов
- Нормативные документы.
- Организационные документы.
- Планово-учетные документы.
Часть 2. Процессный подход к организации деятельности компании
4. Система координат при анализе и регламентации деятельности
- Точка отсчета и параметры деятельности: субъект, объект, предмет, средство, результат.
- Уровни процессов деятельности: необходимость и критерии их выделения, бизнес-процессы базового уровня.
5. Принципиальная схема процессов деятельности коммерческой компании
- Основной бизнес-процесс, как полный цикл получения конечного результата - продукта.
- Обеспечивающие бизнес-процессы как циклы управления ресурсами компании.
- Три уровня управления компанией.
6. Состав типовых бизнес-процессов в деятельности компании
- Типовой состав основного бизнес-процесса.
- Процессы стратегического уровня управления.
- Объекты и процессы тактического уровня управления.
- Принципы и уровни регламентации процессов деятельности: "Политики", "Процедуры", "Рабочие инструкции".
Часть 3. Технологии описания и оценки бизнес-процессов
7. Нотации (языки) описания бизнес-процессов
- Виды и типы нотаций для описания процессов.
- Простая и понятная для экспертов - кросс-функциональная нотация (cross functional).
- Группа нотаций, позволяющая сложное моделирование - IDEF (IDEF0, IDEF3, DFD, IDEF1x).
- Нотации программного средства ARIS (VAD, eEPC).
8. Описание существующего бизнес-процесса базового уровня
- Предварительное описание бизнес-процесса с конечного результата ("Обратный ход").
- Проверка правильности описания бизнес-процесса ("Прямой ход").
Практическое занятие: Предварительное описание фрагмента бизнес-процесса базового уровня.
9. Оценка оптимальности бизнес-процесса базового уровня
- Условия и конечный результат оценки оптимальности бизнес-процесса.
- Оценка оптимальности последовательности процедур БП.
- Оценка оптимальности конечного результата БП.
- Оценка оптимальности промежуточных результатов.
- Оценка оптимальности планирования, контроля и учета БП.
Практическое занятие: Оценка оптимальности процесса по отдельным критериям и составление рекомендаций по оптимизации
10. Оптимизация бизнес-процесса базового уровня
- Усовершенствование форм передачи данных, планирования, контроля и учета.
- Фиксация оснований для принятия управленческих решений.
- Изменение состава и последовательности процедур.
- Определение областей ответственности за процедуры.
- Изменение требований к конечному результату и содержания процедур.
- Определение нормативов выполнения.
Часть 4. Технология регламентации деятельности компании
11. Требования к регламентирующим документам компании
- Требования к системе регламентирующих документов со стороны различных категорий пользователей (сотрудников компании).
- Требования к системообразующим документам.
- Роль и задачи документа, регламентирующего базовый уровень деятельности: Административной инструкции - "Процедуре".
- Документы детализирующие требования к сотрудникам.
12. Разработка Административной инструкции, регламентирующей базовый уровень бизнес-процесса
- Структура инструкции и общие требования к тексту.
- Раздел "Условия и ограничения".
- Раздел "Процедуры выполнения".
- Раздел "Контроль за соблюдением".
- Раздел "Общие положения".
Практическое занятие: Разработка фрагментов текста Административной инструкции на основе схемы бизнес-процесса.
Коршак