Планирование и прогнозирование продаж. Методика в формате бизнес-процесса
описание семинара
План продаж даёт точный ответ на ключевые вопросы: КТО у вас купит товар, КОГДА, ЧТО купит (какой ассортимент), СКОЛЬКО (в каком количестве) и ПО КАКОЙ ЦЕНЕ.
Если план продаж даёт точные ответы на эти вопросы и ваша компания может обеспечить поставки в срок, остаётся одна задача – вовремя получить от клиентов деньги. Если же план продаж составлен на основе экспертных оценок, без учёта 15-35 факторов, влияющих на ваши продажи, то тогда и он, и финансовый бюджет, сверстанный финансовой службой, будут абстрактными документами на тему «Как хорошо мы будем жить завтра».
Точно прогнозировать выгодно: ваши клиенты будут лояльны и не столкнутся с дефицитом продукции, а на складе не возникнет избыточных запасов. А ведь эти факты ведут к прямым финансовым потерям компании. Применение современных подходов к построению математических моделей позволяет с хорошей точностью прогнозировать ваши будущие продажи.
На нашем семинаре действия по составлению прогноза и плана представлены в формате бизнес-процесса с описанием каждого шага. По сути, мы передаём универсальную методику планирования и прогнозирования продаж. Уверены, что для каждой компании сможем подобрать наиболее оптимальные подходы и алгоритмы прогнозирования, и все участники освоят методы анализа временных рядов с использованием MS Excel, Power BI и других программных продуктов.
Бонус каждому участнику! «Библиотека специалиста по планированию продаж», которая включает файлы Excel для самостоятельного построения прогноза и плана в 3 вариантах по сложности, с применением нескольких методов прогнозирования, очисткой данных для прогноза, с учётом множества влияющих факторов.
Цель семинара:
- Дать участникам проверенную методику составления прогнозов и планов по продажам;
- Обучить практическому применению методики;
- Дать навыки совершенствования системы прогнозирования в компании;
- Разобраться в бизнес-процессе по планированию и прогнозированию продаж.
Целевая аудитория:
Директора по продажам, коммерческие директора, руководители отделов маркетинга и продаж; генеральные директора, специалисты по планированию, аналитики.
По итогам семинара участники получат:
- навыки для прогнозирования продаж в своей компании на основе формализованного бизнес-процесса и качественной методологии;
- электронную «Библиотеку специалиста по планированию продаж» с файлами Excel для самостоятельного построения прогноза и плана в 3 вариантах по сложности: простой, средней сложности и сложный.
- методику по планированию и прогнозированию продаж.
Семинар позволяет:
- Выявить узкие места в текущем механизме планирования и прогнозирования продаж в компании.
- Проработать сферы ответственности в сборе и анализе предварительной информации между подразделениями компании: отделом продаж, отделом закупок, отделом маркетинга, финансовой службой, производственным подразделением.
- Дать навыки совершенствования системы прогнозирования и планирования продаж.
- Научиться строить максимально точные планы компании.
- Отработать полученные знания на практике.
содержание семинара
1. Технология управления процессом планирования и прогнозирования продаж (М. Серов)
- Этапы развития вашего рынка (рынков) и этапы развития вашего отдела продаж.
- Варианты организационных структур отдела продаж, их преимущества и недостатки.
- Оценка и анализ профиля системы продаж из 27 факторов.
- Нахождение баланса между экспертными решениями и математическими методами прогнозирования продаж.
- Конфигурирование бизнес-процесса планирования и прогнозирования продаж.
- Кто в компании должен отвечать за планирование и прогнозирование?
- Оценка точности плана и прогноза, анализ факторов, влияющих на точность.
- Основные понятия: емкость рынка, потенциал продаж, прогноз продаж, план продаж.
- Методы оценки емкости рынка.
- Планирование и прогнозирование в различных рыночных условиях (при выводе нового товара, в условиях кризиса, в условиях перенасыщения рынка).
- Использование сценарного планирования, выбор факторов для формирования сценариев.
- Методика планирования и прогнозирования продаж.
Кейс: «Составление профиля системы продаж вашей организации».
2. Подготовка и анализ данных для построения прогноза (А. Щеголев)
- Сбор статистики по продажам за 10-15 лет. Выбор места хранения данных: база 1С или хранилище данных.
- Показатели: продажи в штуках и выручка в рублях; себестоимость продукции; валовый доход и рентабельность; средняя цена продажи; количество клиентов; средние продажи на клиента; цена прайс-листа; средняя скидка.
- Показатели для розничных сетей: количество магазинов; количество SKU; средние продажи на магазин в штуках и в рублях; средние продажи позиции на магазин в штуках и в рублях; продажи с единицы площади в штуках и в рублях.
- Показатели по каналам продаж. Опт, форматная розница, дистрибуция, интернет.
- Показатели по региональному признаку. ФО, области (край, республика, округ), район, город.
- Показатели по товарному признаку. Торговая марка, группа товара, серия (подгруппа) товара, товарная позиция (SKU).
- Другие важные признаки для конкретного бизнеса.
- Анализ динамики продаж по товарам и направлениям, составляющим 80% продаж компании.
- Анализ динамики продаж и прибыли по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
- Анализ изменения цен, себестоимости и рентабельности продаж по отдельным позициям, группам товаров, регионам.
- Анализ качества роста: динамика продаж в расчете на 1 розничную точку, в расчете на 1 клиента.
- Контроль товарных остатков. Выявление критичных позиций, по которым есть большой профицит или прогнозируется дефицит товара.
- Анализ выполнения плана продаж прошлого года. Анализ «год к году».
- Анализ и контроль среднего чека, в динамике, по территориям, АBC-ранжирование клиентов, по товарным группам, по менеджерам по продажам (в оптовой торговле).
Кейс: «Составление прогноза продаж с учетом 10 влияющих факторов».
3. Анализ и определение структуры информации по продажам в базе данных (А. Щеголев)
- Стандарты и регламенты ведения нормативно-справочной информации (НСИ – единые справочники).
- Структура данных. Связь НСИ с продажами, прогнозом, планом, затратами.
Кейс: «Нахождение ошибок в структуре данных».
4. Методики по обработке статистических данных по прошлым периодам (А. Щеголев)
- ABC-, XYZ-анализ товара и клиентов.
- Методы определения границ групп ABC-анализа. Эмпирический, метод сумм, метод двух касательных.
- XYZ-анализ.
Кейс: «Методика точного определения диапазонов при АBC-ранжировании».
5. Очистка и подготовка статистических данных (А. Щеголев)
- Что нужно убрать из статистики: акции по увеличению продаж, приросты по рекламе, постановки товара в сетевую розницу, случайные «вбросы товара».
- Что нужно добавить к статистике. Случаи дефицита товара, когда его не было на складе (out-of-stock). Случаи, когда товар был, но не отгружался всем клиентам (находился в резерве из-за приоритета какого-либо клиента).
Кейс: «Очистка данных от влияния внешних факторов».
6. Построение прогноза для случаев, когда бизнес не связан с товарными позициями – услуги (А. Щеголев)
- Многофакторная модель прогноза, методика.
- Пример расчета прогноза по многофакторной модели.
7. Построение прогноза, когда бизнес связан с товарными позициями (А. Щеголев)
- Построение прогноза в штуках:
- Простыми способами. Средние значения. Средневзвешенное значение. Недостатки каждого способа.
- Прогноз с помощью линейного тренда + сезонность.
- Прогноз с помощью скользящего среднего.
- Прогноз с помощью метода Хольта – Винтерса.
- Прогноз по цене:
- Анализ цен прайс-листа.
- Разрезы по анализу цены.
- Формирование прогноза по цене для каждого артикула.
- Формирование плана по ценам на год.
- Анализ зависимости: цена - объём продаж в штуках и рублях.
- Прогноз по валовой прибыли и рентабельности:
- Срезы по анализу валовой прибыли и рентабельности: регионы, клиенты, каналы сбыта, по товарным группам, по менеджерам.
- Формирование прогноза по валовой прибыли и рентабельности для каждого артикула.
- Формирование плана по валовой прибыли и рентабельности на год.
- Определение драйверов событий.
Кейс: «Оценка работоспособности модели для прогнозирования (в Excel)».
8. Добавление дополнительных факторов к прогнозу (А. Щеголев)
- Реклама.
- Мероприятия по стимулированию сбыта.
- Ввод новых продуктов.
- Открытие новых филиалов и направлений продаж.
- Особые клиенты с разовыми значительными закупками.
- Другие факторы.
9. Построение финансовых бюджетов на основе прогноза и плана по продажам (Э. Иванченко)
- А каким будет план по поступлениям денежных средств? Что с точкой безубыточности? Проверка качества и достоверности составления прогнозов и планов продаж специалистами финансово-экономической службы.
- От плана продаж к прогнозу прибыли. Насколько хорош план продаж? Ответ финансиста. Расчет чистой прибыли в Бюджете доходов и расходов, расчет потребности в дополнительном оборотном капитале, оценка дополнительных затрат на его привлечение.
- Бюджетное моделирование: построение прогнозов по финансовым бюджетам на основе планов и прогнозов продаж.
- Расчет сценариев по финансовым показателям (валовая, операционная, чистая прибыль) в привязке к сценариям, по плану продаж.
- Оценка финансовых рисков по плану продаж.
- Рекомендации от финансового отдела для отдела продаж по корректировке плана по продажам.
Кейс: «Бюджетное моделирование на основе 3 сценариев по прогнозу продаж».
Кейс: «Расчет ключевых финансовых показателей на основе данных плана по продажам».
10. Управление эффективностью процесса планирования продаж (М. Серов)
- Организация рабочей группы или комитета при Совете директоров по планированию продаж.
- Подготовка методологии для работы по этапам. Обзор «Библиотеки специалиста по планированию продаж».
- Разработка и утверждение регламента рабочей группы (комитета).
- Распределение ответственности при принятии решений.
- Ключевые показатели продаж и управление ими (KPI).
- Отчеты по продажам, с фиксированным форматом и с плавающим форматом. Виды и примеры отчетов.
- Факторная оценка эффективности системы продаж.
Кейс: «Оценка эффективности процесса прогнозирования и планирования продаж».
Иванченко
Серов
Щеголев