Технологии обучения сотрудников и наставничество в компании
описание семинара
«Расскажи ему все, что знаешь!» Как часто эту фразу слышат опытные сотрудники, когда им представляют новичков! В малом бизнесе наставничество – почти единственный способ обучения и передачи знаний внутри компании. В крупном – способ поставить подготовку новых сотрудников к работе «на поток». Но почему эти цели далеко не всегда достигаются? Почему новичок не становится «клоном» наставника? Что важно учесть при создании системы наставничества, чтобы наставники «не учили плохому»? Ведь наставники передают не только профессиональные компетенции – они должны транслировать корпоративные ценности и культуру.
За три дня под руководством эксперта вы не только пройдете весь путь по настройке системы наставничества под задачи компании, но и получите готовую программу обучения наставников. Ирина щедро делится своим опытом проведения тренингов по наставничеству в самых разных отраслях бизнеса – от производства до ритейла, от торговых до нефтедобывающих компаний. По сути, этот семинар-практикум – передача методики проведения авторского тренинга, включающей весь комплект материалов: презентацию, раздатку, задания, упражнения, игры и рекомендации по их проведению.
Целевая аудитория:
Специалисты, организующие систему наставничества в компании, внутрифирменные тренеры и сотрудники корпоративных университетов и учебных центров, отвечающие за подготовку и обучение наставников.
Форма проведения:
- Лекции тренера.
- Мозговые штурмы.
- Ролевые игры.
- Индивидуальные выступления участников.
- Разбор кейсов.
Дополнительные материалы для участников:
- Рабочая тетрадь и презентация к семинару для проведения обучения наставников в компании.
- Образцы и шаблоны полезных документов (программ и планов адаптации, анкет для наставников и для новичков, положений о системе наставничества, моделей компетенций, планов проведения занятий и т.п.) в электронном виде.
содержание семинара
1. Система наставничества в компании
- Цели и цикл корпоративного профессионального обучения.
- HPI-подход и процесс формирования желаемой модели поведения.
- Формы и методы внутрикорпоративного обучения.
- Чем наставничество отличается от других форм обучения на рабочем месте?
- Наставничество как культура и наставничество как система – в чем разница?
- В каких случаях и каким компаниям необходима система наставничества.
2. Внедрение системы наставничества
- Этапы разработки и внедрения системы наставничества.
- Какие документы регламентируют процесс наставничества?
- Внутренний PR программы наставничества. Как «продать» идею собственникам, топам и менеджерам компании?
- Как предотвратить сбои в работе системы наставничества?
- Модель Киркпатрика для оценки эффективности обучения.
- Разработка системы оценки наставников.
3. Хороший наставник – главный элемент системы
- Что входит в функции наставника?
- Права, обязанности и ответственность наставника.
- Результат наставничества как достижение учебных целей.
- Роли, модель компетенций, личностные качества и базовые умения наставников.
- Типы трудовой мотивации по Герчикову.
- Как выбирать наставников?
- Как стимулировать наставников?
- Типичные ошибки наставников.
- Чему и как учить наставников?
4. Процесс наставничества и Создание мотивации на обучение
- Факторы эффективности обучения.
- Принципы обучения взрослых.
- Как выглядит структура процесса наставничества?
- Цикл Колба и индивидуальные стили научения.
- Создание мотивации на обучение.
- Вводная беседа и заключение «контракта».
- Индивидуальный план развития сотрудника.
- Особенности поведения сотрудников, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
- Как адаптировать процесс наставничества под индивидуальные особенности личности сотрудника и этап его жизненного цикла в компании?
5. Умение планировать процесс обучения и проектировать его под задачу
- Формулируем поведенческие цели обучения и каскадируем их.
- Пирамида уровней компетентности и ромашка вопросов Блума.
- Выявляем потребности в обучении.
- Планируем процесс обучения.
- Процесс развития навыка – от неосознанной некомпетентности – к неосознанной компетентности.
- Пять шагов наставничества.
- Методы обучения.
- Составление плана и распределение времени занятия.
6. Умение кратко, ясно и понятно доносить материал
- Как провести обучение так, чтобы не пришлось 15 раз повторять снова?
- Принципы управления вниманием и алгоритм СПР.
- 6 причин запоминания.
7. Умение демонстрировать то, чему учишь
- Алгоритм обучения сотрудника новому для него навыку.
- Стадии демонстрации.
- Особенности обучения мануальным навыкам и коммуникативным навыкам.
8. Умение наблюдать и анализировать действия обучаемого во время практики
- 5 правил наблюдения.
- Сопровождающее наставничество.
- Проблема «обратного делегирования» и развитие самостоятельности сотрудника.
- Модель GROW.
9. Умение задавать эффективные вопросы и слушать ответы
- Отличия наставничества и коучинга.
- Ключевые элементы и принципы коучинга.
- Инструменты наставника-коуча: эффективные вопросы, активное слушание, мотивирующий диалог.
- Типы и примеры вопросов.
- Работа с эмоциональным состоянием подопечного, управление стрессом.
10. Умение давать результативную обратную связь
- Цели и эффекты обратной связи.
- Принципы правильной обратной связи.
- Пять уровней обратной связи.
- Фокус на решениях.
- Коучинговая модель PARLA для обратной связи.
- Подведение итогов наставничества.
Ткачева