Мотивация персонала
содержание семинара
Аудитория тренинга: управляющие отделами и подразделениями.
Цели тренинга:
Формирование глубокого понимания корпоративной мотивационной структуры;
Развитие управленческих навыков для повышения уровня мотивации сотрудников.
В результате тренинга участники:
- получат серьезные знания о структуре мотивации человека, об основных мотивационных законах;
- получат практику применения данных знаний и смогут развить свои навыки мотивации сотрудников;
- научатся распознавать движущие мотивы сотрудников и проводить мотивационный диалог, используя эти мотивы. Это даст большее включение сотрудников в работу над поставленными задачами;
- найдут ответы на вопросы, почему мотивационная политика компании построена таким образом. Увидят преимущества. Если увидят недостатки, то смогут их обосновать и выступить с аргументированными предложениями.
ПРОГРАММА:
1.Что такое мотивация?
Мотивация – это одна из шести управленческих функций, реализация которой является неотъемлемой частью управленческой работы в современном ее понимании.
В то же время мотивация – это комплекс методов, позволяющий повысить эффективность работы подчиненных.
Место мотивации в структуре управленческих функций
- Как выглядит повседневное выполнение управленческой функции мотивации на рабочем месте
- Механизм мотивации
- Системный подход к мотивации
2. Потребности человека.
Многие менеджеры утверждают, что «чувствуют» людей. Действительно, ценность житейского интуитивного опыта велика. А еще лучше, если есть возможность структурировать этот опыт на основе теорий и мотивационных принципов, созданных выдающимися специалистами в данной области.
- Маслоу: пять потребностей и две закономерности – это далеко не все интересное и полезное, что он описал. Расширенное значение теории и практики Маслоу: законы и их применение.
- МакКлелланд: три потребности и спираль трех факторов при работе над задачей.
- Дж. Аткинсон: мотивация достижения и избегания неудач.
- Мотивационный барьер, теория постановки задач, теория ожиданий Врума и др. И, самое главное, практическое применение всех этих теорий!
- Одиннадцать основных потребностей, необходимых для анализа мотивационной структуры сотрудников коммерческих предприятий.
- У каждой актуальной потребности есть свои поведенческие проявления: их описание и объяснение.
3. Методы определения потребностей.
Определение актуальных потребностей человека – это, в принципе, работа психологов. Однако существует несколько методов, позволяющих менеджерам довольно быстро научиться справляться с этой задачей на хорошем уровне.
- Определение потребностей по поведенческим признакам.
Когда известна структура потребностей людей и основные поведенческие признаки, соответствующие каждой потребности, остается научиться структурировано наблюдать за сотрудниками. Для этого есть определенный алгоритм, которому участники обучаются на тренинге и могут потом практиковать в жизни.
- Полуструктурированное интервью.
Казалось бы, что проще: спросите человека о том, что он хочет, и все. Но здесь есть свои барьеры. Человек не всегда осознает свои истинные мотивы или по разным причинам подменяет и скрывает их.
Интервью с применением прямых и косвенных вопросов позволяет получить адекватную информацию об актуальных потребностях человека.
- Тесты.
Тесты – великая вещь, однако давайте оставим их профессионалам. В данном случае задача тренинга показать сложность трактовки и совмещения разных тестов, т.е. определить границы их применения для менеджеров.
4. Мотивационный диалог
Теперь, когда известны актуальные потребности сотрудника, с ним необходимо провести мотивационный диалог: объяснить задачу и «продать» желание выполнить ее качественно, вложив в работу все свои способности и энергию. Для успешного ведения мотивационного диалога важно освоить следующие техники:
- Аргументация. Правила построения мотивационного аргумента.
- Воронка вопросов. Правила построения, правила применения. Убеждение сотрудника методом воронки вопросов. Подведение к осознанию и к принятию решения.
5. Мотивационные законы.
Выяснение актуальных потребностей сотрудника и проведение мотивационного диалога является индивидуальным подходом к мотивации. Кроме этого еще существуют общие мотивационные законы, которым подчиняется трудовая мотивация людей:
- МакГрегор о внутренней и внешней мотивации
- Херцберг о факторах мотиваторах и демотиваторах
- Теория когнитивной оценки
- Комплексное применение знания о теориях при мотивации команды или коллектива в целом.
6. Мотивация и деньги
Формирование мотивации как управленческого инструмента у менеджеров начинается с рассеивания бытовых иллюзий типа «люди работают только за деньги», «чтобы лучше работали, надо больше платить» и др. Эта тема становится особенно актуальной после получения менеджерами знаний, навыков и инструментов мотивации. Только тогда они действительно способны перенести весь имеющийся багаж на проблемы денежных отношений.
- Что такое деньги, зачем они нужны людям
- Сколько людям нужно денег, чтобы работать по минимуму, хорошо и с полной отдачей
- Условия, при которых деньги работают как внешняя мотивация, и способы развития внутренней мотивации на основе денег
- Различные денежные выплаты: оклад, процент, премия, бонус. Какие актуальные потребностей поддерживает каждая конкретная мотивационная схема.
7. Мотивационные ресурсы менеджера
Какова бы не была официальная мотивационная политика, у менеджера всегда есть определенные ресурсы для развития сотрудников как мотивированных на работу людей. Здесь может идти речь о любых инструментах, соответствующих ценностям конкретной компании. Перечень наиболее часто встречающихся корпоративных потребностей:
- Анализ действующих факторов – демотиваторов и пути их минимизации
- Анализ мотивирующих факторов конкретной позиции и конкретного вида работы
- Мотивационные ресурсы командной работы
- Ситуационное руководство как фактор развития внутренней мотивации. Предотвращение ошибок при выборе стиля принятия решения
- Ротация, обогащение работы, расширение круга обязанностей и т.д.
- Расчет мотивационного коэффициента позиции
- Индивидуальный и системный подход к мотивации
- Другие факторы
Продолжительность: 16 академических часов