Эффективный руководитель: инструменты результативного управления
описание семинара
Менеджмент не должен быть нерезультативным по определению. Однако всегда остается открытым вопрос отношения конечного результата к целевой величине. Профессионализм менеджера определяется в первую очередь именно этим показателем – способностью достигать целевой результат. Предлагаемый тренинг - о составляющих этой компетенции, инструментах и практиках результативного управления.
Аудитория: линейные руководители (руководители среднего звена)
ЦЕЛИ ТРЕНИНГА:
- Освоить профессиональную позицию руководителя;
- Отработать приемы и инструменты осуществления основных управленческих функций, ориентированных на достижение целевого результата;
- Повысить личную эффективность руководителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
После успешного изучения прохождения курса и последующей самостоятельной отработке навыков на рабочем месте участники смогут:
- Использовать универсальные алгоритмы и инструменты управленческого цикла: планировать, распределять и ставить задачи в соответствии с уровнем компетентности сотрудников, осуществлять эффективный контроль, исходя из целевых показателей.
- Управлять мотивацией сотрудников.
- Грамотно и эффективно осуществлять деловую коммуникацию.
- Эффективно организовывать свою повседневную деятельность на основе приоритетов и инструментов личного планирования.
- Повысить свою стрессоустойчивость и работоспособность, используя приемы эмоциональной саморегуляции, позитивного мышления, релаксации и мобилизации.
- Освоить эффективные приемы профессионального и личностного саморазвития.
содержание семинара
ПРОГРАММА:
Управление как особая профессиональная деятельность
- Что такое управление, основные задачи управления.
- Позиция руководителя. Границы ответственности управления и исполнения, матрица ответственности руководителя. Два фокуса внимания руководителя: задача и люди.
- Понятие управленческой эффективности. Соотношение результативности и эффективности.
- Основные функции и «рычаги» управления. Цикл управления, задачи каждого этапа управленческого цикла.
- Ключевые навыки руководителя.(целеполагание, решение/распоряжение, предвидение/прогнозирование, деловая коммуникация/управление людьми)
Планирование результата
- Планирование как прогноз. Задачи этапа планирования. Виды планирования.
- Алгоритм планирования, последовательность действий руководителя на этапе планирования.
- Методы приоритезации задач, критерии и методы выделения приоритетных задач.
- Перевод задачи в план действий: декомпозиция работ, сроки.
- Образ результата, способы формулировки конечного результата как «продукта», выбор параметров и ключевых показателей.
- Ресурсное обеспечение. Виды ресурсов. Как определить необходимый объем ресурсов.
- Оценка рисков невыполнения, компенсация рисков.
- Оценка уровня компетенции сотрудников, распределение между подчинёнными.
- Инструменты планирования.
Постановка цели/задачи подчиненным, организация выполнения работ
- Влияние цели на результат. Как происходит подмена цели.
- Характеристики цели/задачи (SMART-критерии).
- Алгоритм постановки задачи сотруднику.
- Критерии качества, временные рамки исполнения задач, параметры контроля.
- Проверка понимания задачи, ответственности и полномочий подчинённых.
- Ситуационное руководство (модель Херси-Бланшара) 4 стиля руководства и 4 уровня готовности сотрудника. Практика ситуационного руководства в повседневной деятельности линейного руководителя.
Организация контроля
- Контроль как управленческая «опция».
- Что контролируем? Как технологично и последовательно достигать целевых результатов с помощью работающей системы контроля.
- Основные принципы, виды и способы контроля. Алгоритм контроля.
- Система KPI для оценки эффективности деятельности сотрудников и подразделения. Выбор показателей. Создание точек контроля.
- Инструменты анализа отклонения/неисполнения. Внесение корректив;
- Типичные ошибки контроля;
- Способы и инструменты контроля промежуточных и конечных результатов.
- Приемы коррекции отклонений. Алгоритм обсуждения с подчиненным результатов деятельности.
Мотивационные методы управления
- Соотношение понятий мотив, стимул, активация, глобальные тенденции в современной трудовой мотивации, ценностная структура мотива. Психологический механизм мотивации – как это работает
- Принцип ожидания и его практическое применение - управление ожиданиями;
- Принцип равенства («справедливости») и его практическое применение – как создать баланс усилия/вознаграждение
- «Торможение» исполнения. Типичные причины снижения мотивации сотрудников при выполнении поставленной задачи (демотиваторы);
- Являются ли деньги мотиватором. Финансовые и нефинансовые способы мотивации сотрудников.
- Типы мотивации сотрудников: основные поведенческие индикаторы и показатели. Методы определения ведущей мотивации сотрудника.
- Как создать мотивирующую среду в компании/ подразделении: Обогащение труда, мотивационный потенциал рабочего места, пять ключевых характеристик рабочего места (задания).
- Как рассчитать и максимально использовать мотивационный потенциал рабочего мест сотрудника. Мотивационная формула рабочего места сотрудника, ее наиболее критичные составляющие.
- Как построить мотивирующий диалог с сотрудником.
- Мотивация через вовлечение. Приемы вовлечения подчиненных.
- Приемы работы с позицией сотрудника, перекладывающего ответственность за невыполнение задачи на внешние факторы (на клиентов, продукты, бизнес-процессы и т.п.).
Основы эффективных деловых коммуникаций и построения взаимоотношений
- Законы и барьеры коммуникации. Цели коммуникации. Каналы коммуникации (вербальный, невербальный, паравербальный). Механизмы восприятия и обработки информации. Коммуникационные фильтры.
- Факторы, влияющие на результативность коммуникации. (уважение/внимание, вовлечение, эмпатия, открытость, поддержка) – формы их реализации в повседневной практике управления людьми.
- Позиции в деловой коммуникации (ориентация на людей – ориентация на задачу). Контракт – как основа результативного делового взаимодействия. Виды коммуникативных контрактов.
- Коммуникативные инструменты управления приказы/распоряжения, просьбы, аргументация и убеждение и обучение.
- Основные коммуникативные навыки: слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и выражать. Коммуникативные приемы: техника «активного слушания», техника вопросов, приемы убеждения и влияния.
- Инструменты обратной связи: критика, конструктивная критика, развивающая обратная связь
- Коммуникативные типы подчиненных (модель HDI). Поведенческие маркеры каждого типа. Оптимальные коммуникативные приемы в отношении каждого типа.
- Эмоциональный интеллект в коммуникации. «Эмоция», «чувство», «настроение» - их функция, общее и различия, базовые эмоции и их производные. Понимание чувств другого (социальная чуткость). Мимические зоны лица и специфические мимические реакции, соответствующие базовым эмоциям. Наблюдение и распознавание невербальных и паравербальных реакций, макро- и микро-мимика. Расшифровка макро- и микромимики, распознавание малозаметных эмоций.
- Развитие навыков ЭИ.
- «Обмани меня». Причины неискренности (лжи). Индикаторы неискренности (лжи), их выявление
Личная эффективность руководителя
- Планирование задач и навыки самоорганизации. Виды личного планирования руководителя, долгосрочной и краткосрочное. Управление порядком выполнения задач на основе приоритетов. Методы определения приоритетов: Матрица Эйзенхауэра, Правило Парето, метод автофокуса.
- Принципы и приемы планирования рабочего дня руководителя. Типы задач (жесткие, гибкие, бюджетные) принцип 60/40 в организации рабочего дня руководителя, галечный принцип. Оценка выполнения дел, метод 4D.
- Большие дела («слоны») и неприятные дела («лягушки») – как с ними справляться.
- Основы управления стрессом. «Статьи» расходования и источники восстановления энергии. Стили преодоления стрессовых ситуаций – продуктивные и непродуктивные. Управление своим энергетическим балансом Приемы позитивного мышления. Психотехнические приемы релаксации и мобилизации. Методы рациональной организации деятельности.
- Инструменты саморазвития. Как мы учимся? Навыки и мета-навыки. Цикл развития компетенции. Как определить необходимые зоны роста и составить индивидуальный план развития, три «О» развития управленческих навыков. Индивидуальный план развития руководителя как Проект самосовершенствования.
Оценка уровня усвоения учебного материала курса – выходное тестирование.
Action-plan – составление индивидуального плана отработки навыков.
Продолжительность: 24 академических часа (3 дня)