Тренинг тренеров: основы мастерства
описание семинара
Аудитория тренинга: бизнес-тренеры и те, кто хочет получить эту профессию.
Данная программа
- формирует основы профессионального мастерства;
- позволяет участникам почувствовать себя в роли тренера;
- предоставляет структурированную информацию и раздаточные материалы;
- дает универсальную базу для успешной работы бизнес-тренера;
- раскрывает потенциал участников.
содержание семинара
Содержание:
1. Что такое бизнес-тренинг?
Бизнес-тренинг – форма обучения, которая появилась сравнительно недавно, но уже приобрела огромное значение благодаря своей эффективности. В современном мире каждая компания обучает персонал, и основное обучение происходит в виде тренингов.
Профессия тренера требует специальных знаний и навыков, которые можно приобрести на данном тренинге.
- Бизнес-тренинг как современная форма обучения взрослых
- Причины популярности бизнес-тренингов
- Виды бизнес-тренингов
- Наиболее востребованные темы бизнес-тренингов
- Отличие бизнес-тренингов от других тренингов
2. Принципы обучения взрослых.
Обучая сотрудников, мы не может себе позволить тратить большое количество их рабочего и личного времени. Поэтому методы обучения должны максимально соответствовать потребностям взрослых и особенностям их восприятия информации.
- История развития андрагогики – науки об обучении взрослых
- Принципы обучения взрослых
- Цикл Колба - обучение на основе опыта
- Характеристика четырех стилей обучения (По Хани и Мамфорду)
- Тест для определения стиля обучения
- Использование стилей обучения в процессе тренинга
- Связь стилей обучения с циклом Колба
3. Навыки работы с аудиторией.
Чтобы мотивировать участников на обучение недостаточно просто объявить тему тренинга. Люди будут учиться с интересом, если вы будете каждую минуту заботиться о привлечении и удержании внимания аудитории, а это серьезная работа, требующая определенных навыков.
- Навыки работы с аудиторией.
- Принципы работы с малой аудиторией (6-12 человек)
- Кривая внимания аудитории
- Приемы привлечения и удержания внимания аудитории
- Зрительный контакт с участниками
- Позы, жесты, использование пространства
- Речь тренера
- Невербальное поведение тренера
- Работа с флип чартом и видео камерой
4. Фасилитация
Фасилитация – повышение эффективности мыслительной деятельности группы.
Фасилитация противопоставляется экспертному поведению преподавателя, когда он сам предлагает аудитории информацию и выражает свое экспертное мнение.
Фасилитация же, напротив, стимулирует поиск идей внутри группы, активизацию участников на выражение своего мнения и принятие самостоятельных решению.
- Что такое фасилитация?
- Роль фасилитатора
- Достоинства и недостатки позиций фасилитатора и эксперта
- Выбор видов групповой работы
5. Структура тренинга.
Формы активности, применяемые на тренингах, довольно разнообразны, и каждая из них имеет особенности проведения и используется для определенных обучающих целей.
Строение тренинга.
- Формы активности и их назначение.
- Методики проведения деловых и ролевых игр, ситуационных задач и др.
- Формы активности, направленные на управление динамикой группы: «ледоколы», энерджайзеры, упражнения открытия и закрытия.
- Выбор и применение форм активности на разных этапах тренинга.
- Методы структурирования дискуссий.
6. Обратная связь.
Это, пожалуй, самый сложный навык тренера, так как именно от качества обратной связи зависит то, чему участники научатся и то, с каким настроением они будут слушать информацию об ошибках и достижениях.
- Обратная связь как ключевой элемент процесса обучения
- Цели и структура обратной связи
- Значение обратной связи на тренинге
- Принципы эффективной обратной связи
- Результаты некачественной обратной связи
- Методика представления обратной связи
7. Групповая динамика
Групповая динамика – это развитие и движение тренинговой группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с тренером, а также внешними воздействиями на группу.
- Групповые процессы
- Четыре фазы групповых процессов
- Условия существования группы
- Управление групповой динамикой
8. Работа с групповым сопротивлением
Сопротивление – это препятствие запланированному ходу тренинга. Оно может происходить по разным причинам и проявляться в различных формах. Задачей тренера является умение работать с сопротивлением, и в этом ему помогают различные знания и техники.
- Основные проявления сопротивления на тренинге
- Распространенные причины сопротивления
- Профилактика сопротивления
- Принципы работы с сопротивлением
- Приемы, используемые для выхода из затруднительных положений
9. Анализ потребностей в обучении.
Тренинг не должен быть плодом нашего воображения. Мы должны с большим вниманием относиться к потребностям участников, учитывая их реальность, актуальный уровень развития навыков, язык и др.
- Цели анализа потребностей в обучении
- Методы сбора информации об обучаемых
- Вовлечение руководителей в процесс сбора информации
- Навыки проведения интервью с потенциальными обучаемыми
- Обработка и систематизация информации
10. Построение тренинга.
Различия в темпераменте, стиле, понимании структуры навыков и т.д. приводят к тому, что «чужой» тренинг вести некомфортно. Лучше брать только отдельные элементы, а структуру тренинга разрабатывать самостоятельно.
Как это делать?
Строго по плану!
И тогда разработка тренинга становится увлекательным занятием!
- Формулирование целей обучения
- Принцип SMART для постановки задач обучения
- Дополнительные требования к постановке задач обучения
- Разработка тренинга на основе цикла Колба
- Подбор форм активности
- Планирование времени тренинга
- Написание плана тренинга
- Принципы разработки раздаточных материалов
11. Оценка эффективности обучения
Оценка эффективности обучения может быть быстрой или длительной, глубокой или поверхностной.
Существует множество методов, позволяющих получить необходимую вам информацию.
- Уровни оценки по Киркпатрику
- Сбор информации о результатах тренинга
- Методы оценки эффективности тренинга
- Инструменты, используемые при проведении оценки эффективности обучения
- Когда проводить оценку?
- Когда начинается планирование оценки?
- Что можно оценить непосредственно на тренинге?
12. Пост-тренинговое сопровождение
Непосредственно тренинг – это только часть обучения. Фактически это только начало освоения навыка. А что лучше: ежемесячные тренинги или уверенное пост-тренинговое сопровождение? Здесь встает вопрос соотношения цены и эффективности. Вот этот вопрос и будем решать!
- Принципы построения систем поддержания результатов обучения
- Взаимодействие с линейными менеджерами
- Внедрение обучения на рабочем месте
- Разработка и применение процедур, поддерживающих обучения
В результате тренинга участники
- эффективно работать с аудиторией;
- мотивировать участников своих тренингов на обучение;
- профессионально давать обучающую обратную связь;
- справляться с трудными ситуациями на тренинге;
- формировать цели и задачи тренинга;
- структурно подходить к построению тренинга и строить тренинги;
- разрабатывать новые упражнения под конкретные задачи;
- проводить анализ потребностей в обучении и систематизировать полученную информацию;
- проводить оценку эффективности на разных уровнях;
- создавать инструменты для определения потребностей в обучении и оценки его эффективности;
- структурировать и развивать функцию обучения в организации;
- создавать инструменты пост-тренингового сопровождения и их внедрять.
Продолжительность: 16 академических часов