Управление бизнес-процессами компании: планирование, стандартизация, контроль
описание семинара
Время проведения:
10.00 – 17.00
Целевая аудитория:
руководители компаний, топ-менеджеры, руководители подразделений, руководители проекты, кандидаты на замещение руководящей должности, специалисты по описанию бизнес-процессов
содержание семинара
Цель семинара:
- создать целостное понимание всех сторон работы компании через систему взаимосвязанных бизнес-процессов;
- передать участникам технологию декомпозиции работ по стратегическим, тактическим и оперативным горизонтам;
- передать участникам технологию системного проектирования структурно-функциональной модели компании и организации бизнес-процессов;
- ознакомить участников семинара с технологиями определения ключевых показателей эффективности бизнес-процессов, принципами создания сбалансированной системы показателей и управленческой диагностикой успешности бизнес-процессов.
Программа семинара:
1. Структура планирования процессов – система управления. Горизонты планирования и принятия решений (пирамида решений). Дерево целей, структура декомпозиции работ (WBS). KPI – ключевые показатели эффективности бизнес-процессов: опережающие и фиксирующие. Сбалансированная система показателей в стандартах BSC и APICS.
Предпринимательское позиционирование компании – ключевое предпринимательское решение и видение компании в стратегическом интервале времени, стратегические цели и планируемые результаты стратегического горизонта.
Практическое задание. Для условного предприятия в кейсе сформулировать стратегическое позиционирование по предложенной методике.
2. Построение структурно-функциональной модели управления. Понятие структурно-функциональной модели (СФМ). Зависимость СФМ от стратегии. Происхождение и рост естественных СФМ. Опасность «неестественных» СФМ, навязываемых бизнесу.
Основные виды организации структуры. Простое ситуативное управление. Тактическая структура - единое иерархическое управление. Стратегические структуры – дивизиональное управление, проектное управление. Предпринимательские структуры – корпорации, холдинги, сети, вертикально-интегрированные структуры, ассоциации, картели.
Факторы, влияющие на организацию структуры. Структурная декомпозиция работ (WBS – Work Breakdown Strukture): стратегический WBS пакет бизнес единицы – тактические WBS субпакеты подразделений – оперативные целевые показатели рабочих групп и специалистов.
Организационная структура управления. Требования к организации структур: отражение стратегии и матрицы целей, выделение уровней управления, количество подчиненных организационных связей, единоначалие, распределение ответственности руководителей, вертикальные и горизонтальные связи.
Практическое задание. В соответствии с предпринимательским и стратегическим позиционированием разработать для условного предприятия в кейсе подходящую структурно-функциональную модель.
3. Стандарт бизнес-процесса. Отражение в системе стандартных бизнес-процессов стратегии и матрицы целей компании. Начало и конец бизнес-процесса. Отражение подразделений, участвующих в бизнес-процессе и документов, которые показывают его исполнение. Переход одного бизнес-процесса в другой. Разумное ограничение описания бизнес-процессов. Функциональная матрица компании – правила формирования и система отражения функций.
Распределение ответственности за исполнение бизнес-процессов. Задачи подразделений и их реализация в распределении ответственности: иерархия стратегических целей, тактических задач и оперативных действий. Представление системы стратегической, тактической и оперативной ответственности в единой архитектуре бизнес-процессов.
Матрица документооборота. Отражение бизнес-процессов через фиксирование первичных документов. Создание информационного поля предприятия. Отражение первичных документов в различных видах учета.
Практическое задание. По предложенному стандарту создать архитектуру бизнес-процессов для условного предприятия.
4. Оформление стандартов бизнес-процессов. Понятие шага бизнес-процесса. Состав шага: подразделение – документ – подразделение. Ошибки при описании шагов. Кодификация и составление единой структуры бизнес-процессов компании.
Основные функции ответственных исполнителей («хозяев») бизнес-процессов. Планирование исполнения бизнес-процесса и достижения KPI. Определение тактических KPI для участников. Контроль исполнения через формирование первичных документов. Ответственность исполнителей и меры воздействия на них со стороны «хозяев». Анализ исполнения бизнес-процесса.
Практическое задание. Составление стандартов бизнес-процессов. По обозначенным правилам составить стандарты типовых бизнес-процессов для предприятия.
5. Система сбалансированных показателей бизнес-процессов. Разработка целевых значений показателей и методик их расчета. Разработка панели индикаторов. Разработка ключевых показателей эффективности (KPI) бизнес-процессов. Формализация и представление системы стратегических, тактических и оперативных KPI бизнес-процессов в международных стандартах APICS.
Практическое задание. Построение сбалансированной карты показателей бизнес-процессов. По предложенной методике разработать для условной компании пакет KPI бизнес-процессов по стандарту APICS.
6. Технология внедрения системы сбалансированных показателей процессов «Performance Management» (РМ). Технология разработки РМ. Разработка целевых значений показателей бизнес-процессов и методик их расчета. Разработка корпоративной панели индикаторов. Разработка системы мотивации и оплаты труда на основе KPI.
Практическое задание. По предложенной методике разработать для условной компании программу внедрения BSC.
Результат участия в семинаре:
- знания о единых механизмах и принципах работы бизнеса, системном проектировании бизнес-процессов, содержании и технологии управления компанией;
- знания о единых механизмах и принципах построения структуры компании, системном проектировании задач и функций подразделений;
- умения определять актуальный и перспективный уровни развития компании, и в соответствии с этим ставить цели бизнес-процессов и строить структурно-функциональную модель;
- умения составлять стандарты бизнес-процессов в компании и положения об организации работ по подсистемам;
- навыки системного проектирования, распределения задач в управлении компанией, определения приоритетов в развитии.
Андрей Сергеевич