Коучинг в развитии персонала: ключевые подходы и практические инструменты
05 августа 2013 - 09 августа 2013
описание семинара
1. Основной целью курса обучения является выход на качественно новый уровень профессионального развития в той области, в которой участники УЖЕ работают.
Это сфера работы с персоналом в самых различных ее проявлениях. В отличие от других программ по коучингу, мы не обучаем коучингу «вообще»
и тем более - профессии коуч-консультанта; не призываем сменить профиль деятельности (это личный выбор участников, который они, безусловно,
могут сделать благодаря достаточному уровню знаний, полученных на тренинге). Наша позиция: навыки и инструменты коучинга – это мощный ресурс,
который позволит подняться на ступеньку выше на лестнице профессионального мастерства и специалистам по работе с персоналом, и руководителям
2. Данный тренинг – это интенсивная программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО развития. Личностный рост является неизбежным результатом данного обучения в силу его продолжительности и
достаточной степени глубины, но это дополнительный, а не основной продукт тренинга - что ни в коем случае не умаляет важности этой составляющей и радости участников от встречи с собой
3. Чтобы освоить навыки коуча вам не придется тратить на обучение долгие месяцы. Курс компактный (по сравнению с другими программами обучения коучингу):
мы объединили все наиболее действенные технологии, которыми могут пользоваться в своей работе тренеры, НR-ы и руководители;
4. Это авторская программа Ирины Тримаскиной - руководителя, коуча, бизнес-тренера с многолетней успешной практикой работы с персоналом, поэтому программа
выгодно отличается максимальной степенью применимости на практике: все методики прожиты и прошли проверку управленческим и тренерским опытом, в результате чего родились уникальные наработки
в области развития эмоционального интеллекта и полевого обучения. Основным фундаментом обучения является концепция классического коучинга, основанная на идеях Уитмора, Дауни, Уитворт.
Тренинг предполагает системное и последовательное обучение, программа построена по принципу: от создания понятийного поля - к навыкам, а затем к конкретным инструментам коучинга.
5. Обучение через практику: тренинг строится как комплекс групповых и индивидуальных упражнений. 80% - практика 20% - методики и инструменты. Именно сочетание тренинга, коучинга,
индивидуальной и групповой работы обеспечивает качественный и глубокий результат обучения
6. Открытый формат тренинга позволяет участникам чувствовать себя комфортно, смело экспериментировать, пробовать, задавать вопросы, не боясь «потерять лицо»
содержание семинара
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
I. Философия и сущность коучинга
Определение коучинга, подходы к пониманию
Коучинг как новый формат работы с клиентом: история развития
Методологические истоки коучинга. Коучинг, тренинг, психотерапия, менеджмент: сравнительный анализ
Виды коучинга: внутренний и внешний, бизнес и лайф-коучинг
Различные школы коучинга: обзор основных направлений и подходов
Три пласта работы в коучинге: позиция, навыки, техники и инструменты
«Сердце» коучинга: убеждения коуча. Вера во внутренний ресурс клиента как основа успешного коучинга
Основные результаты тематического модуля:
Формирование системного представления о коучинге как методе работы
Понимание различных подходов к коучингу
II. Эмоциональная компетентность и ключевые навыки коуча
Эмоциональная компетентность коуча: управление атмосферой общения
Создание атмосферы доверия и принятия как основное условие эффективного тандема «коуч-клиент»
Три уровня слушания в работе коуча
Настрой на волну клиента: технический (внешний) и эмоциональный (внутренний) подходы
Эмоции коуча как объект управления
Практикум-знакомство с основными эмоциями
Практикум-диагностика: достижение цели сообщения и управление своим эмоциональным состоянием в индивидуальном и групповом общении
Модель эмоционального влияния: наши эмоциональные послания и ответные реакции собеседника
Практикум-исследование: создание атмосферы контакта через трансляцию своих эмоций
Ресурс эмоций и энергетические выгоды для коуча от конструктивного и принимающего общения.
Роль эмоциональной составляющей в работе при проведении тренингов и коучинга
Разделение ответственности коуча за неконструктивный и дискомфортный микроклимат в профессиональном общении
Практикум-самоанализ: выявление типов сложных для себя участников и клиентов. Работа с собственными слепыми пятнами
Коммуникативные навыки коуча: управление процессом беседы
Речь клиента как ключ к пониманию его картины мира и степени ответственности за результат работы
Эффективное слушание собеседника: приемы отзеркаливания клиента
Вопросы как основной инструмент работы коуча. Модели открытых вопросов
Практикум-исследование: стимулирование раскрытия клиента через эффективное слушание и отказ от привнесения собственного мнения
Основные результаты тематического модуля:
Практическое освоение базовых навыков развития людей в формате коуч-сопровождения
Развитие способности мыслить и выстраивать отношения в категориях эмоционального интеллекта
Выявление и исследование индивидуальных препятствий на пути к созданию эффективного эмоционального фона в индивидуальном общении и групповом взаимодействии
Развитие навыков работы со своими установками и эмоциями, умения входить в нужное ресурсное состояние
III. Универсальные модели и технологии работы в коучинге
Общая структура проведения коучинга и основные подходы к реализации
Виды работы в коучинге: полноформатная коуч-сессия и экспресс-коучинг
Варианты продолжительности работы в полноформатном коучинге
Реализация системного подхода в работе с клиентом:
- Структура установочной сессии и ее обязательные элементы. Прояснение ожиданий от коучинга и коуча, обозначение зон ответственности. Заключение контракта на коучинг
- Организация работы с клиентом во время регулярной рабочей сессии
Ключевые подходы, используемые в коучинге:
- Словесное описание
- Работа с пространством и линией времени
- Техники мысленной визуализации
- Арт-техники
С чего начать? Колесо баланса как возможная отправная точка работы с клиентом.
Практикум-отработка: техника работы с «Колесом баланса»
Традиционный коучинг на основе модели GROW
Модель GROW как базовая модель коуч-сессии:
- Структура развивающей беседы
- Основные вопросы коуча на каждом этапе работы
Работа с целью клиента
- Цели как основной источник мотивации человека. Критерии мотивирующей цели
- Формат эффективно сформулированной цели
- Основные способы работы с клиентом на этапе постановки цели
Практикум-целеполагание: формулирование своих профессиональных и жизненных и целей
Прояснение текущей ситуации и выявление сдерживающих факторов:
- Внутренний и внешний пласт анализа реальности клиента
- Инструменты для инвентаризации препятствий к реализации желаемого результата
- Основные трудности, возникающие при оценке ситуации. Набор коуча в случае возникновения у клиента барьера
Практикум-исследование своих внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели
Поиск возможностей и формирование плана достижения цели
- Инвентаризация ресурсов клиента
- Инструменты коучинга для нахождения вариантов решения. Способы стимулирования поисковой активности клиента
- Определение конкретных шагов по достижению целей
Практикум: поиск решений и формирование плана достижения своей цели
Техники НЛП в коучинге
Ключевые принципы работы в НЛП-формате
Работа с логическими уровнями: высшие устремления и миссия как составляющие смысла профессиональной и личной жизни человека
Работа с линией времени: возможности и результаты работы
Практикум-отработка: технология работы с НЛП-инструментами
Основные результаты тематического модуля:
Формирование системного представления об общей структуре работы в коучинге
Понимание источников техник в коучинге и создание своего «чемоданчика коуча»
Формирование умения проводить сессию индивидуального коучинга
Тестирование и отработка на практике основных методик и инструментов традиционного коучинга (в рамках модели GROW) и техник НЛП-коучинга
Диагностика и моделирование своего стиля работы в коучинге
Получение клиентского опыта на основе личного материала и проработка своих насущных задач
IV. Коучинг внутри компании: возможности для применения
Точки приложения коучинга в компании
Коучинг и внутренняя среда компании. Связь с культурой обучения
Возможности и ограничения применения коучинга в компании
Для кого коучинг: ключевые категории сотрудников
Для чего коучинг: для какого класса задач
Коучинг в работе управленца
Полевое обучение:
- Когда и кем проводится полевое обучение
- Полевой тренинг и полевой коучинг: в чем разница
- Этапы полевого обучения
- Методика проведения
- Технологический инструментарий в полевом обучении (бланки наблюдения и отчетности)
Практикум-отработка: проведение полевого обучения
Проведение регулярной аттестации
Работа с сотрудниками кадрового резерва
Практикум-ролевая игра: проведение аттестационной беседы с подчиненным
Экспресс-коучинг на рабочем месте
- Типичная ловушка управления: роль «Папы» и «Мамы» для подчиненных. Управление категорией сотрудников «У меня проблема!»
- Ситуационное руководство как адаптация к уровню компетенции и мотивации каждого сотрудника
Коучинг в работе тренера
Модель ГРОУ на этапе предтренинговой работы:
- Основные шаги прояснения запроса на тренинг
- Ситуация работы с заказчиком, когда деньги - основной результат тренинга. Профилактика завышенных ожиданий от обучения и перевод их в пласт поведения сотрудников
Практикум-отработка: проведение предтренингового интервью с заказчиком
Коучинг-подход в работе с группой:
- Проведение тренинга: возможности применения стиля фасилитатора на разных этапах групповой динамики и при решении различных задач
- Коучинг команды: ведущий-фасилитатор как катализатор процесса общегрупповой и индивидуальной осознанности
Практикум-отработка: проведение коучинга команды
Основные результаты модуля:
Формирование системного представления о формах и способах практической реализации коучинга в компании
Понимание и практическая отработка применения коучинга на различных этапах работы с тренингом (предтренинг, проведение тренинга, посттренинг)
Формирование умения проводить коучинг команд
Выработка и развитие у участников практических навыков работы в коуч-стиле на рабочих местах (аттестационная беседа, работа с кадровым резервом и др)
Умение аргументировать пользу бизнес-коучинга и позиционировать себя как специалиста, практикующего коучинг-подход
Формирование участниками собственного плана: «Мои первые шаги внедрения коучинга в практическую работу»