ЛИДЕРСТВО И НАВЫКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
содержание семинара
Цель семинара:
в результате обучения участники научатся эффективно влиять на подчинённых и добиваться от них выполнения поставленных целей;
смогут проанализировать собственный стиль руководства с точки зрения его эффективности;
научатся грамотно ставить задачи сотрудникам и контролировать их выполнение;
узнают, как вдохновлять, и мотивировать своих подчиненных;
улучшат навыки убеждающей аргументации;
узнают, как распознать манипуляцию со стороны подчиненных и использовать ее для достижения поставленных задач;
научатся выявлять, и блокировать свои «психологические кнопки», которыми пользуются подчинённые для достижения своих скрытых целей.
Семинар построен на сочетании лекционного материала с практической отработкой, полученных знаний в соотношении 30% к 70%. В ходе семинара будут использоваться такие формы интерактивного обучения, как работа в «малых группах», решение практических кейсов, моделирование ситуаций, деловые и метафорические игры, видеосъёмка с последующим видеоанализом.
Функциональное и лидерское управление.
Основные функции управления. Цикл управления: «Планирование - Постановка задач - Мотивирование - Контроль - Анализ и принятие управленческих решений»
Модель компетенций успешного руководителя: ключевые знания, умения, навыки личностные характеристики.
Что делает ваше управление эффективным. Самоанализ сильных и слабых сторон собственного управления.
Функциональное управление: руководство людьми с применением управленческих полномочий.
Лидерское управление: как управлять людьми, не используя функциональных полномочий руководителя.
Практикум: Упражнение на способность и умение участников применять отдельные функции управления в процессе осуществления практической деятельности.
Стили управления.
Пять стилей управления. Треугольник стилей (ориентация: задача - сотрудники - руководитель). Понимание особенностей, слабых мест и возможных областей применения каждого стиля управления.
Типология сотрудников в зависимости от их квалификации и мотивации: исполнитель, стажёр, профессионал, мастер.
Ситуативное управление. Использование различных стилей руководства в зависимости от специфики ситуации и типологии сотрудников.
Организация наставничества. Как передать свой опыт и использовать потенциал и особенности сотрудника.
Ролевые позиции руководителя и подчиненного. Отслеживание «вторых планов» коммуникации с сотрудниками. Эффективные способы цивилизованного влияния на подчинённых.
Практикум: Демонстрационное упражнение на практическое применение и воздействие различных стилей управления на различные типы сотрудников.
Планирование
Виды планирования: стратегическое, тактическое, операционное планирование.
Качественная постановка целей, как необходимое условие эффективного планирования. Критерии хорошо поставленной задачи. Признаки плохо поставленной задачи. Характеристики S.M.A.R.T.
Практические методы тактического и операционного планирования: дерево задач, сетевой анализ, диаграмма Ганта, список ключевых событий.
Практикум: Деловая игра на практическое применение различных методов тактического и операционного планирования.
Постановка задачи. Делегирование полномочий.
Алгоритм мотивирующей постановки задачи. Карта делегирования: кому какое дело поручать. Правильная постановка задач перед сотрудником, в зависимости от его индивидуальных особенностей и уровня профессионализма.
Организация передачи информации. Использование обратной связи для контроля точности понимания задачи сотрудником. Способы проверки точности понимания задачи. Рекомендации постановщику и исполнителю задачи.
Ситуации, в которых делегирование эффективно (необходимо). Выбор задач для делегирования. Задачи, не подлежащие делегированию.
Основные принципы и правила делегирования полномочий. Как делегировать эффективно.
Ловушка «обратного делегирования» – как не делать за подчинённых их работу? Принцип «обезьяны». Лучшая схема реагирования на проблемы сотрудников.
Практикум: Практическая отработка участниками различных моделей постановки задач и делегирования полномочий в зависимости от типа сотрудника.
Контроль подчиненных.
Виды и функции контроля: кого и как контролировать. Алгоритм контроля работы подчинённого.
Анализ эффективности работы подчиненных. Точки контроля в управлении. Умение формировать критерии контроля, выбирать формы и периодичность контроля в зависимости от сложности задач и квалификации сотрудников.
На каких этапах работы подчиненных контроль со стороны руководителя приносит максимальный эффект.
Практикум: Упражнение на практическое применение и воздействие различных видов контроля на различные типы сотрудников.
Модели и методы принятия управленческих решений
Как происходит процесс принятия решений на самом деле.
Методы принятия решений: «платёжная матрица», «дерево решений».
Модель принятия решений Врума – Йеттона.
Практикум: Практическая работа по использованию различных методов принятия решений.
Секреты мотивации, или что на самом деле движет нашими подчинёнными.
Что такое мотивация. Структура мотивации. Основные принципы и векторы мотивации к работе.
«Теория справедливости» Адамса: законы «мотивационной относительности»
Пирамида мотивации Абрахама Маслоу. Что мотивирует сотрудников? Ценности и потребности сотрудников.
Способы выявления скрытой мотивации подчинённых.
Десять вопросов для выявления скрытых мотивов сотрудников. Умение определить ведущие мотивы сотрудника и влиять на них для решения производственных задач.
Как построить мотивирующий разговор с сотрудником. Мотивирование сотрудника с помощью критики и похвалы. Умение целенаправленно и осознанно использовать критику и похвалу в руководстве и развитии сотрудников.
Мотивация «от» или «к»: Стремление достижению или избеганию неудач. Кнут или пряник, что эффективней? Что, когда и для кого применять
Мотивация деньгами: возможности и ограничения. Правила премирования.
Бесплатные способы поощрения сотрудников. Мотивационные мероприятия.
Факторы, вызывающие демотивацию сотрудников.
Практикум: Тестирование и практическая отработка методов диагностики потребностей сотрудников.
Ораторское мастерство, как основной инструмент лидерского управления группой
Основы ораторского мастерства.
Практикум: Упражнение «Сюжетная история», демонстрирующее универсальность структуры эффективного публичного воздействия на группу сотрудников.
Структура ораторского выступления.
Работа с «трудной аудиторией» или как быть лидером среди лидеров.
Практикум: Упражнение, направленное на отработку умения строить публичное выступление с использованием структуры эффективного воздействия на группу сотрудников.