Руководителю о безопасности предприятия
23 мая 2016 - 27 мая 2016
содержание семинара
Политика корпоративной безопасности. Определение экономических рисков и построение корпоративной защиты
международные акты в сфере безопасности бизнеса. Законодательство Российской Федерации в области корпоративной безопасности. Ведомственные и отраслевые требования и стандарты в области защиты бизнеса;
международный опыт и корпоративные стандарты по защите компаний от экономических преступлений;
понятие безопасность в российском бизнесе. Постановочные вопросы перед созданием системы защиты бизнеса. Определение объектов защиты. Построение системы корпоративной безопасности;
особенность обеспечения корпоративной безопасности в представительствах иностранных компаний, действующих на территории России, в холдингах, в дочерних компаниях, в компаниях, имеющих сложную организационную (территориально разделенную) структуру;
корпоративная безопасность как элемент риск-менеджмента. Определение внешних и внутренних угроз для предприятия. Составление карты экономических рисков;
методика проведения аудита безопасности предприятия. Составление плана аудита на основе карты экономических рисков и формирования моделей угроз. Определение видов экономических рисков и вероятности их наступления. Оценка защищенности организационной структуры бизнеса и основных бизнес процессов
экспертные системы оценки защищенности предприятия. Оценка возможности защиты предприятия от внештатных ситуаций. Создание кризисных планов. Наличие мониторинга безопасности предприятия;
определение субъектов корпоративной безопасности. Своя служба безопасности (СБ) или аутсорсинговое обслуживание. Плюсы и минусы обоих вариантов. Распределение полномочий и зон ответственности между СБ и иными подразделениями предприятия;
юридические тонкости договорных отношений с аутсорсинговыми организациями, предлагающими услуги по защите бизнеса. Правовое обеспечение взаимодействия с частными охранными организациями и субъектами детективной деятельности;
правовая сторона деятельности СБ. Закон и этика в работе. Подчинение, финансирование и оценка эффективности работы СБ. Взаимодействие с акционерами, владельцами и руководителями. Начальник СБ. Какие требования к нему предъявлять, какими чертами характера и профессиональными качествами он должен обладать. Какой образовательный уровень и опыт в прошлой жизни;
корпоративные стандарты безопасности предприятия (КСБ). Совместимость КСБ с иными стандартами, действующими на предприятии. Включение процесс защиты бизнеса в процесс менеджмента непрерывности бизнеса;
разработка локальных актов по обеспечению безопасности предприятия (концепция безопасности, политики, инструкции, регламенты и т.д.). Создание сводов правил и поведений сотрудников
Политика экономической безопасности. Обеспечение безопасности договорной работы
общие принципы договорной работы на предприятии исходя из требований Гражданского кодекса Российской Федерации и иного законодательства РФ;
организация договорной работы на предприятии. Инструкция о договорной работе. Делегирование полномочий в договорной работе. Процедуры внутреннего согласования. Распределение компетенции и зон ответственности между подразделениями предприятия в договорной работе;
преддоговорная работа на предприятии. Оценка надежности контрагента и безопасности коммерческих предложений. Составление матрицы проверки контрагента на основе рисков гражданско-правовых отношений;
налоговые риски в договорной работе. Понятие «должная осмотрительность» в спорах с налоговыми органами. Требования нормативных правовых актов ФНС России по самостоятельной оценке налоговых рисков в гражданско-правовых отношениях;
коррупционные риски в договорной работе. Требования законодательства РФ по принятию предприятиями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Антикоррупционная хартия российского бизнеса. Урегулирование конфликта интересов;
риски аффилированности сотрудников предприятия с контрагентами. Информационно-аналитические и психологические способы выявления связей. Основы оперативной психологии;
организация конкурсов, торгов и запросов котировок на предприятии. Плюсы и минусы конкурсных процедур. Основные требования федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 г № 223-ФЗ к безопасной договорной работе;
оценка надежности контрагента на основе официальной информации и информации, предоставляемой самим контрагентом. Обзор официальных сайтов государственных органов и представленных на них информационных ресурсов. Использование программных комплексов для сбора и анализа информации (СПАРК, Интегрум и т.д.)
оценка надежности контрагента на основе неофициальной информации. Серые базы данных. Специализированные ресурсы по отраслям бизнеса и территориям. Работа в чатах, блогах, живых журналах и иных информационных массивах. Работа с невидимой частью Интернета (интернет разведка);
оценка надежности контрагента на основе оперативной информации. Способы получение информации, используя «человеческий фактор». Мотивация человека на передачу (разглашение) информации. Визуальное наблюдение, осмотр помещений и местности;
анализ безопасности коммерческих предложений. Изучение инициаторов проекта, их интересы и деловую репутацию. Верификация представителей. Изучение механизма получения прибыли. Анализ первого контакта. Поведенческие аспекты при оценке ненадежности контрагента.
методы анализа надежности контрагента. Признаки опасности в деятельности организации. Применение метода Due Diligence при оценке компании. Методы оценки финансовой устойчивости контрагента;
обзор автоматизированных информационных систем (АИС), применяемых на предприятиях в договорной работе. Мониторинг информации по контрагентам. Создание алгоритмов реагирования на невыполнение контрагентами договорных обязательств;
ведение эффективной и безопасной претензионно-исковой работы. Мониторинг неплатежей. Медиаторство как способ досудебного урегулирования спора. Психологические, юридические и имиджевые способы воздействия на должника;
третейское судопроизводство, как наиболее эффективное решение проблемы взыскания долга. Компетенция и подсудность третейских судов. Отличие третейских судов от государственных арбитражных судов;
создание эффективного внутреннего контроля за договорной работой на предприятии. Система внутреннего контроля по модели COSO. Компоненты по модели COSO (контрольная среда, оценка рисков, контрольные процедуры, мониторинг рисков, информация/коммуникация). «Магический куб» COSO;
система внутренних проверок (Internal Investigation), финансовых расследований и иные процедуры. Методики проведения Forensic accounting (форензик). Вычисление фрода и иных мошеннических сделок в договорной работе.
Политика кадровой безопасности. Проведение внутренних проверок и финансовых расследований (форензик)
виды угроз, исходящих от сотрудников предприятия, варианты их реализации и возможные направления защиты. Противоправные действия сотрудников, ответственность за которые предусмотрена УК РФ, КОАП, ТК РФ и основные способы защиты от них;
проверка персонала при приеме на работу. Какая информация собирается о кандидате. Сбор и анализ информации о физическом лице по методу SMICE. Порядок анализа резюме. На что обращать внимание при изучении трудовой книжки, дипломов, характеристик и иных официальных документов. Анкеты для кандидатов на работу;
«растровые признаки опасности» у кандидата на работу. На что обратить внимание в «проверочных мероприятиях». Формирование модели потенциального правонарушителя, применительно к различным должностям;
формирование корпоративного кодекса поведения сотрудников. Создание стимулов и мотивационных факторов, направленных на усиление лояльности сотрудников;
«оперативная психология». Анализ личности человека и формирование моделей его поведения. Методы выявления лжи в процессе коммуникаций (профайлинг). Анализ языка тела. Манипуляции в общении и технологии убеждения.
система внутренних проверок (Internal Investigation), финансовых расследований и иные комплаенс процедуры. Методики проведения Forensic accounting (форензик). Вычисление фрода и иных мошеннических сделок. Обеспечение достоверности отчетности организации;
особенность проведения внутрикорпоративного расследования (проверки) по наиболее характерным противоправным действиям сотрудников (хищение, коммерческий подкуп, мошенничество, разглашение информации, увод клиентов и т.д.);
использование полиграфа (детектора лжи) при проведении внутрикорпоративных расследований (проверок). Контактный или бесконтактный полиграф, что лучше? Правовая и организационная сторона вопроса. Возможно ли обмануть полиграф?;
документальное оформление результатов внутрикорпоративного расследования (проверки). Возможность использования результатов в качестве доказательства вины сотрудника;
процедуры увольнения сотрудников с позиции безопасности. Как лучше расстаться с «нехорошими людьми». Правила проведения индивидуальных бесед с увольняющимися сотрудниками. Имиджевые и репутационные аспекты воздействия на увольняющегося сотрудника. Алгоритм передачи «дел и должности». Что сделать, чтобы увольняющийся сотрудник не увел клиентов.
Политика информационной безопасности. Создание режима коммерческой тайны. Защита персональных данных своими силами
· законодательство Российской Федерации в области защиты информации. Международные стандарты безопасности информационных систем. Американская концепция системного подхода к обеспечению защиты конфиденциальной информации (OPSEC Operation Security);
служба информационной безопасности (СИБ) на предприятии. Разделение функций между СИБ, СБ и ИT-подразделением. Менеджмент информационной безопасности. Порядок проведения аудита информационной безопасности в организации;
основные направления защиты конфиденциальной информации. Системный подход к защите информации. Методика разработки политики информационной безопасности предприятия;
правовые, организационные, режимные и инженерно-технические мероприятия по защите конфиденциальной информации. Создание внутриобъектового и контрольно-пропускного режимов на предприятии. Физическая защита охраняемых информационных ресурсов;
· ИT мероприятия по защите конфиденциальной информации. Защита компьютерных сетей. Применение средств криптографической защиты информации;
законодательство РФ о коммерческой тайны. Понятие режима коммерческой тайны. Формирование перечня сведений, составляющих коммерческую тайну. Создание конфиденциального делопроизводства.
· правовые, режимные, технические и ИТ мероприятия по защите коммерческой тайны. Создание корпоративной правовой базы для функционирования режима коммерческой тайны;
· виды юридической ответственности за разглашение коммерческой тайны, а также за незаконное получение этой информации. Необходимые и достаточные условия для ее наступления;
· законодательство РФ о защите персональных данных. Основные требования федерального закона «О персональных данных» и правовых актов регуляторов в части защиты персональных данных;
· организационные, правовые и технические требования по обработке персональных данных. Алгоритмы и пошаговые действия предприятия по выполнению требований законодательства в области обработки персональных данных;
· особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. Подготовка организационно-распорядительной документации на предприятии по защите персональных данных;
· особенности обработки персональных данных, осуществляемой в информационных системах персональных данных. Требования к уровню защиты персональных данных в зависимости от типа угроз;
· государственный контроль за обработкой в компаниях персональных данных. Административный регламент государственной функции. Права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю. Психологические приемы общения с проверяющими.
Комплаенс политики. Выполнение на предприятии требований законодательства РФ в области противодействия коррупции. Антикоррупционная политика предприятия.
основные нормативно-правовые акты РФ по профилактике и противодействию коррупции и обязательность выполнения их требований в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств;
основные положения международных антикоррупционных актов (UK Bribery Act, Foreign Corrupt Practices Act, закон Сарбейнcа-Оксли);
понятие «взятка», «коммерческий подкуп», «конфликт интересов», «личная заинтересованность работника» «комплаенс риски и комплаенс контроль» в российском и международном законодательстве;
ответственность юридических и физических лиц за коррупционные правонарушения и непринятие мер по противодействию коррупции. Возможность привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудника за нарушение антикоррупционного законодательства, включая непринятие мер по урегулированию конфликта интересов;
основные нормы антикоррупционной хартии российского бизнеса и ее дорожная карта;
формирование антикоррупционной политики организации. Кодекс этики и корпоративного поведения, положение о конфликте интересов и иные документы, регламентирующие антикоррупционную политику в организации. Регламенты проведения операций и должностные обязанности сотрудников
методики оценки бизнес процессов с позиции коррупционных рисков. Составление карты коррупционных рисков в организации. Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур. Примерный перечень антикоррупционных мер в организации;
комплаенс контроль сотрудников компании, занимающих должности с коррупционными рисками. Неучастие сотрудников в противоправной деятельности. Анализ полномочий и результатов работы сотрудника в организации. Процедуры приема-увольнения сотрудников. Политика кадровой безопасности по минимизации коррупционных рисков;
минимизация коррупционных рисков в договорной работе. Вычисление аффилированности и конфликта интересов в договорной работе. Мминимизация коррупционных рисков при осуществлении конкурсов, торгов и запросов котировок;
антикоррупционная экспертиза проектов гражданско-правовых договоров и локальных правовых актов организации;
взаимодействие организации с государственными, общественно-политическими и правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
особенности создания и проведения антикоррупционной политики в различных видах бизнеса.